История форта Константин

Форт «Константин» — это один из фортов, которые составляли систему оборонительных сооружений Кронштадта. Начало его истории уходит в 1807 год. Тогда, в декабре, император Александр I подписал указ об усилении крепости Кронштадт в связи с возможной войной с Англией. Следует отметить, что история развития Кронштадтской крепости тесно связана с историей дипломатических отношений с европейскими странами и в первую очередь с Туманным Альбионом.

 

Для строительства морских укреплений Кронштадтской крепости при Адмиралтейском департаменте создали Исполнительную экспедицию, которой предстояло строить новые батареи крепости. Постройка каменных батарей в открытой части Большого Кронштадтского рейда заняла бы слишком много времени, поэтому «предок»  форта « Константин » был построен… в дереве.

17_24Зимой, в начале 1808 года инженеры Экспедиции, выйдя на лед в западной части Большого Кронштадтского рейда, выбрали место для новой батареи Южного фарватера. Батарею решили строить у самой кромки фарватера, примерно в 400 саженях от береговой черты острова Котлин. Батарею строили на свайно-ряжевом основании с бруствером из соснового бруса с заполнением песком и камнем. Опыт строительства подобных сооружений в крепости уже имелся, но батарею построили в двухъярусном исполнении. Именно поэтому она попала в историю как «Двойная Южная».

Форт Константин, Кронштадт

Форт Константин, Кронштадт

Той же зимой на Котлине напротив предполагаемой батареи начали изготовление ряжей. Весной, как только сошел лед, гребные суда отбуксировали ряжи к месту постройки. С подошедших барж в срубы загружали валунный камень, под весом которого они прочно встали на дно. Поверх ряжевого основания, возвышавшегося на 1,5 метра над ординаром, срубили основание самой батареи, которое покрыли помостом из двухдюймовых досок. В плане основание представляло собой разомкнутый прямоугольник, обращенный выпуклой стороной к фарватеру. На помосте возвели бруствер с амбразурами, выполненный из бруса. За бруствером установили прямоугольные, набранные также из бруса опоры для деревянной платформы верхнего яруса. В тыльной части батареи построили пристань и несколько бараков для хранения боезапаса и проживания орудийной прислуги.

форт Константин

форт Константин — План Двойной Южной батареи

Батарея имела два фронтальных и два фланговых фаса (прямолинейный участок крепостной стены). На них было установлено 49 орудий: 25-36- фунтовых, 12 – 30 фунтовых и 12 единорогов. Расположение батареи позволяло вести огонь на 180* по горизонту, держа под обстрелом большой участок фарватера. Все работы завершили к августу 1808 года. Батарея существенно усилила оборонительную линию и совместно с фортом  «Цитадель» (будущий «Император Петр I) надежно прикрыла гавани Кронштадта с запада.

Безусловно, деревянная конструкция батареи требовала к себе постоянного внимания, особенно в весенний период – ледоходы регулярно наносили серьезные повреждения укреплениям. Немало бед приносили и весенние шторма, особенно при западных ветрах. Поэтому разного рода восстановительные работы проводились на батарее почти постоянно.

Особенно серьезные повреждения Двойной Южной батарее, как и всему Кронштадту, причинило одно из сильнейших наводнений в истории Санкт-Петербурга, случившееся в ночь с 6 на 7 ноября 1824 года. Пострадала вся Кронштадтская крепость. Подъем воды до 3,5 м выше ординара сопровождался сильнейшим ветром, достигавшим иногда силы урагана. Многие батареи просто смыло водой и ветром.

На Двойной Южной значительно пострадал нижний яру обороны, который к 3 часам ночи оказался полностью залит водой. Несколько орудий смыло, и они оказались на дне Финского залива. Весь запас пороха пришел в негодность. Разбило бараки, в которых хранился боезапас, и центральную пристань.

форт Константин

форт Константин

Со всей очевидностью стало ясно, что в таких географических условиях, в которых находилась крепость, укрепления надо строить не деревянных, а каменные.

Форт  « Константин » пока оставался еще дерево-земляным. В Российском государственном архиве военно-морского флота хранится интереснейший документ «Описание крепости Кронштадт», сделанное в 1837 году. Вот выдержка из него, посвященная форту  « Константин »: « Форт  сей состоит из 4 фасов обращенных на фарватер, капонира из двух стенок, обращенных горжу оного. Основание  форта  служат ряжи, выше ординара на 10 футов амбразуры валганга (верхняя часть фортификационного сооружения, предназначавшаяся для установки орудий — прим), по коему выведена двухэтажная деревянная батарея о 50 орудий, высотой 16 футов, которая в прочном состоянии. Деревянная стенка с навесами, примыкающая к капониру и отделяющаяся от батареи двумя воротами для проезда в гавань, назначена единственно для ружейной обороны. Чистый пол выше ординара на 1,1 футов. Капонир с 15 орудиями основан на ряжах с двойными бревенчатыми стенами. 15 орудий большого калибра имеют свободный круг действий. Стена капонира со стороны гавани имеет бойницы и дверь для входа в оную. Для спуска в гавань лестницы надлежащей ширины. Вход в гавань загражден плавучими бонами с полисадами (так в тексте. – Авт.)».

Кроме того, на  форту  располагались: «Караульный дом в 1 этаж деревянный в хорошем состоянии, деревянный магазин в один этаж, в коем может помещаться провианта на 350 чел в хорошем состоянии, пороховой погреб в 1 этаж, в коем помещаться пороху может до 500 пудов в хорошем состоянии и еще один такой же».

Осенью 1834 года батарею посетил Николай 1. Подробно осмотрев ее, император повелел впредь называть это укрепление –  форт «

Орудия форта Константин

Орудия форта Константин

Константин », в честь своего сына, возглавляющего в то время Морское ведомство. Правда, в документах еще долго форт  « Константин » назывался и Южной батареей и батареей «Константин».

форт Константин

форт Константин

В 1838 году вооружение  форта « Константин » составляли 30 пушек, 13 единорогов и 4 мортиры. Боезапас насчитывал 7908 выстрелов. По табели 1840 года на первом ярусе размещалось 25 орудий и 6146 снарядов, на втором – 24 орудия и 2997 снарядов.

В Крымскую войну суровый вид кронштадтских фортов  остановил англо-французскую эскадру от нападения на Петербург. Утром 14 июня 1854 года соединенная англо-французская эскадра появилась на траверзе Красной Горки. Однако союзники в это лето не решились атаковать Кронштадт. В следующем году 15 мая вечером виду Кронштадта появилась неприятельская эскадра в составе 13 винтовых кораблей, одного парохода и семи канонерских лодок. Она вновь бросила якорь недалеко от Кросной Горки. 28 мая четыре неприятельских парохода подошли к северному фарватеру, но и на этот раз грозный вид кронштадтских  фортов  и опасения подорваться на минах заставили неприятельскую эскадру покинуть Финский залив.

После ухода неприятеля в Кронштадте приступили к перестройке временных батарей на северном и южных фарватерах в постоянные. Работы несколько затянулись из-за того, что Инженерный департамент слишком долго готовил проектные чертежи. А 23 июня 1856 года все морские крепости России были переданы из Морского ведомства и Сухопутное.

В январе 1857 года, когда, наконец-то, был готов предварительный проект нового каменного  форта  « Константин », вокруг старого укрепления начали забивать пробные сваи. Согласно проекту остров, на котором располагался  форт , следовало значительно расширить, устроив мощную каменную эскарпную стену. К тому времени в тылу правого фланга батареи была построена дополнительная временная батарея, которая очень помогла строителям – здесь впоследствии складировали строительные материалы.

Обе батареи соединили ряжевой перемычкой, поверх которой уложили узкоколейную железную дорогу. Теперь с помощью вагонеток, перемещение строительных материалов в нужном направлении значительно упростилось.

Так постепенно формировался облик нынешнего  форта  « Константин », имеющего в плане столь необычную форму, отличную от других батарей и  фортов  крепости.

Наконец, к ноябрю 1857 года все предварительные изыскательские работы на «Константине» были закончены. В январе 1858 года приступили к строительству эскарпной стены на свайно-бутовом основании. Стена собиралась из небольших прямоугольных гранитных блоков с облицовкой более крупными блоками. Для предотвращения разрыва основания стены перед ней установили сплошное ряжевое поле с забивкой шпунтовой линии. Кроме того, сверху ряжей уложили «насухо» каменную отмостку.

Батарея Паукера_чертеж

Батарея Паукера_чертеж

Одним из самых сложных моментов была укладка цокольной части стены, состоящей из массивных гранитных блоков каждый весом по 10 тонн. Для доставки блоков из Питерлакской каменоломни использовали баржи Инженерного управления крепости, а на форту  для выгрузки блоков смонтировали паровой кран грузоподъемностью 16 тонн. Кран имел возможность передвигаться по специально проложенной железнодорожной колее. Дело осложнялось не столь значительном весом блоков, но и тем, что основание находилось под водой на глубине 1,45 м. Это были самые трудоемкие работы, но периодически помогала природа. При сильном восточном ветре «сгон» воды достигал оного метра и более.

Полностью работы заканчивают в 1861 г. Данная батарея получает название Константиновская.

Однако уже в октябре 1863 г. Главное инженерное управление требует усилить защиту орудий брустверами из брони, впервые в мировой практике строительства фортификационных сооружений. По первоначальному плану планируется построить три бруствера.

В октябре 1863 года Главное инженерное управление потребовало усилить защиту орудий  форта . Для этого, впервые в мире, возводят артиллерийские позиции, которые прикрыты броневым бруствером.

Первоначально предполагалось устроить три бруствера:

первый — на 5 орудий — по проекту инженер-полковника Шведе, из гранита облицованного броневыми плитами;

второй — на 15 орудий — из броневых плин, которые должны быть установлены на треугольных металлических упорах;

третий — всего на 3 орудия — по проекту основанному на системе Ланкастера, деревянный, укрытый 30-и сантиметровыми брусьями.

В 1863 г. Морское ведомство указом объединяет Константиновскую батарею и построенную ранее временную батарею номер 4.

В 1865 г. левый фланг Константиновской батареи удлиняют на 80 метров и устанавливают на батареях новейшие по тому времени 8 дюймовые орудия Круппа.

Чертеж_батареи

В 1866 г. на правом фланге строят казарму на 8 кубриков с полуподвалом. Для защиты казармы возводят каменную стену высотой около двух метров и земляной вал.

В 1868 г. принимается решение построить еще один бруствер, рассчитанный на 6 орудий. По приказу генерал-адъютанта началось сооружение железных блиндажей, которые присыпаются землей. Бруствер строится над существующими брустверами. В средней части Константиновской батареи строят еще одну казарму.

13 июня 1868 г. император Александр II издает указ о переименовании батареи «Константин», включая присоединенную к нему батарею №4 в южную морскую батарею №4 «Константин».

В 1870 г. на  форт  « Константин » устанавливают новейшую для того времени «скрывающеюся батарею» системы Паукера. На земляном траверсе, расположенном между 6-и орудийными и 9-и орудийными брустверами, размещают специальный павильон с вращающейся поверхностью для оптического дальномера по проекту разработанному полковником В.Ф. Петрушевским, от которого проводятся подводные кабели на другие  форты  для возможности ведения сосредоточенной стрельбы.

Батарея_Паукера_форт Константин

Батарея_Паукера_форт Константин

В 1872 г.  форт  вновь перевооружают. На него устанавливают 11 дюймовые нарезные орудия.

В 1873 г. вооружение  форта  « Константин » усиливают 9 дюймовой нарезной мортирой.

В 1878 г. вооружение  форта  « Константин » вновь усиливается 14 дюймовой пушкой Круппа.

В 1890 г.  форт  по построенной дамбе соединяют железной дорогой с островом Котлин.

В 1896г.  форт  вновь реконструируют. За счет засыпки части гавани увеличивается его площадь, удлиняется правый фланг. Снимаются все металлические брустверы, кроме бруствера батареи Шведе. Позади этой батареи возводят бетонную батарею с 8ю 6-и дюймовыми орудиями системы Канэ. На левом фланге создают специальные казематированные траверсы. На правом фланге, рядом с дальномерным павильоном строится батарея с 8-ю 11 дюймовыми и 2мя 57-мм орудиями. Устаревшую к тому времени батарею Паукера заменяют 2мя 11 дюймовыми орудиями. Реконструкция занимает 5 лет и заканчивается в 1901 г.

В 1899 г. сотрудниками Минного офицерского класса были проведены исследования в области беспроводной связи между различными  фортами  Кронштадтской крепости. Во время эксперимента передатчик устанавливают на  форт  « Константин », приемник был установлен на  форте «Милютин».

В 1909 г. вооружение  форта  вновь усиливают, для этого на левом фланге устанавливают два 10 дюймовых орудия.

В 1911 г. вооружение  форта  снова подвергается усилению — на сей раз за счет установки на левом фланге, а также на батареи Шведе по два 6 дюймовых орудия.

В сражениях Первой мировой войны и последующей за ней Гражданской войне форт  участия не принимал.

В 1924 г.  форт  переименовывают в  форт «К» («Рошаль»).

В 1934 г. вооружение  форта  усиливается установкой двух пулеметных дотов.

В 1935 г. на левом фланге, вместо 10 дюймовых орудий строятся бетонные сооружения для 4х 45-мм орудий.

В годы Великой Отечественной войны орудия форта  « Константин » помогали защитникам Ораниенбаумского плацдарма.

В 1950 г. батарею Канэ демонтируют. Вместо нее устанавливаются современные 130-мм орудия.

В 1960-е годы  форт  выводят из списка фортификационных сооружений и разоружают. Так как никакой охраны не остается,  форт постепенно разграбляют.

В 1980-е в связи со строительством дамбы, вокруг  форта  осушают большие территории, а сам  форт  превращают в автобазу.

С 2000 по 2005 г.  форт  « Константин » выступает в роли модной молодежной диско-площадки, с вместимостью порядка 30000 человек. Там проводились известные рейв фестивали — например FortDance.

С 2006 г. и по сегодняшний день владельцем форта  является ОАО «Третий Парк», как культурно-туристический центр и яхт-клуб. С тех пор его постепенно реконструируют. На территории  форта  построены одноименные плавучие гостиница и ресторан. На территории форта регулярно проводятся военно-исторические реконструкции и масштабные фестивали. Также на форту базируется легендарный паром Рипербан, который за сезон летней навигации перевозит более 50 тысяч туристов.